Об опыте развития и возможности Гештальт — подхода в психотерапии.

ПСИХОТЕРАПИЯ ТОМСКРебенок переживает эмоции других людей и их реакции, как «внутренние объекты» и это нормально, таким образом он поддерживает баланс еще неокрепшей психики, неокрепшего организма. Ребенок не ориентируется «где мое, а где не мое». Ребенок живет в патологическом слиянии с окружающей средой и с самим собой, не умея дифференцировать чувства и эмоции, не умея выделять потребность, и не имея возможности её удовлетворять.

Ребенок не умеет заботиться о себе. Ребенок распознает других людей как «плохих» или «хороши» — других вариантов не имеется. Ребенок не умеет быть ответственным за свою жизнь. Ребенок не умеет переживать одиночество и ряд других, сложных для переживания чувств (стыд, вина, тревога, любовь и т.д.). Ребенок не умеет просить или говорить «нет».

Ребенок не умеет распознавать свое возбуждение и перенаправлять его. Ребенок не умеет переживать дискомфорт или справляться с его последствиями… Всему этому он учится в процессе развития рядом со значимыми взрослыми.

Для ребенка же, в раннем периоде развития важно абсолютно все и смена подгузников (не памперсов) и взгляд, и тепло маминого тела и уверенность папиных рук. Ребенку важно то, как на него смотрят родители, могут ли замечать его, не просто пробегать взглядом, а замечать — обнаруживать. Важно какой интонацией говорят… да много всего, т.к. это то за сет чего развивается психика человека и знание его о себе. Мы можем научиться «распознавать себя» только рядом с другим. Многое, из перечисленного, важным останется на всю оставшуюся жизнь.

Например — представление взрослых родителей о новорожденном ребенке задает его потенциальные свойства и качества. Его ядерная первоначальная организация психики с её грандизностью необходима, она обеспечивает нераздельную связь с матерью (опять же, помогает сохранять баланс). Знание о себе как о зависимом, маленьком и беспомощном травматично для ребенка, если нет надлежащей поддержки и принятия, и если есть достаточно не дружелюбная или агрессивная среда.

Ребенок нуждается в отзеркаливании и откликах со стороны ближайшего окружения т.к знаний «о себе» у него просто напросто нет. Он «наполняется» именно таким психическим содержимым, на какое способны близкие. Если эта потребность в отзеркаливании удовлетворяется, то это становится источником самоуважения и принятия.

Ребенку, для появления и развития способности распознавать, использовать свои таланты и сильные стороны, а также для возникновения и развития чувства своей социальной принадлежности, необходимо, чтобы в достаточной степени была удовлетворена потребность в переживании «двойниковости» (по Кохуту) или родства с другими людьми. В этом случае ребенок начинает ощущать свою фундаментальную общность и родство с другими людьми, свою похожесть на окружающий его мир.

Ребенку необходима идеализации родительских объектов, удовлетворяющая потребность ребенка в успокоении и слиянии с «источником силы» коей для него является семья. Это слияние трансформируется во внутреннюю способность к саморегуляции и самоуспокоению, а также в веру в собственные ценности и цели. Образ идеального родителя, в это время нерушим и не подвергается критике.

Согласно Кохуту, именно слияние со всемогущим объектом, коим является мать, закладывает основу значимости и принятия, благодаря которой оптимальная (не травматическая, соответствующая стадии развития) фрустрация со стороны объекта, создает условия для развития устойчивой психики. Функции изначально выполняемые другими, усваиваются и становятся внутренней психической структурой ребенка. К этим функциям относятся самоуспокоение, самоконтроль и поддержание собственной целостности, благодаря чему самость приобретает силу, связность и устойчивость.

По сути, родители ответственны за появление, организацию и интеграцию переживаний и мотивов. Мотивационная система ребенка может развиваться по адаптивному или не адаптивному пути в зависимости от того, как происходило аффективное взаимодействие ребенка и заботящегося о нем лица.

Если же в этом месте мы имеем дефицит или травму, т.е. например — мама была непредсказуема или травмирована сама, то получим человека с неустойчивой психической структурой, нарушенной критикой и внутренней уверенностью о себе как о «ничтожестве» и «никчемном существе», которое будет скрыта за надежными наслоениями функциональности и эмпатической отчужденности — с нарушенной восприимчивостью и невозможность доверять своим ощущениям и чувствам.

Но даже если ваши родители оказались, в свое время, не в ресурсе, вы все — равно являетесь частью вашей семьи и на опыт, полученный в ней можно опираться, можно опираясь достраивать и преобразовывать свой, новый. По сути, психотерапия и является тем местом, где можно позаботиться о себе и «достроить» опыт развития в раннем детстве.

Гештальт — терапевт находится как — бы в зоне родителя…. «другого родителя», рядом с которым, в безопасной обстановке, можно получить новый опыт, пережить трудные события жизни, воскрешаемых травм и аффектах и найти новые способы контакта с окружающей средой, с людьми, с собой.

Опыт развития можно восстановить, его можно изменить, им можно воспользоваться. Ведь «опыт» на то он и «опыт», что его можно менять, с ним можно взаимодействовать. Не возможно изменить то, что «было» или проконтролировать с гарантией то, что «будет», а вот ваш актуальный опыт можно менять. Контакт с окружающей средой можно восстановить, можно научиться многому, что было недоступно когда — то и это нормально, ведь это НЕ НАВСЕГДА.

К восстановлению «контакта» в процессе гештальт — терапии относится:

Способность переживать дискомфорт и преобразовывать его. Способность формировать привязанность. Возможность исследования способов организации привязанности. Возможность исследование способов контакта с окружающей средой. Способность доверять своим ощущениям и чувствам.

Способность переживать фрустрацию (остановку). Способность переживать ответственность за свою жизнь. Способность заботиться о себе рядом с другими людьми. Способность формировать потребность и удовлетворять её.

p.s.

Родители ответственны за рождение ребенка, но вот за то, что ребенок делает со своей жизнью они не ответственны.

Эльвира Сикорская (гештальт — терапевт, г. Томск)

Комментарий